Секс-работники всего мира уязвимы к насилию из-за криминализации и юридического угнетения секс-работы, осложненных стигмой и дискриминацией. Эта уязвимость к насилию увеличивается для секс-работников, живущих с ВИЧ, секс-работников, употребляющих наркотики, трансгендерных секс-работников, секс-работников мигрантов и секс-работников, являющихся частью других маргинализированных групп.
В 2017 году наблюдались непрекращающиеся нарушения прав секс-работников во всем мире, что привело к увеличению числа случаев насилия.
Секс-работники всего мира уязвимы к насилию из-за криминализации и юридического угнетения секс-работы, осложненных стигмой и дискриминацией. Эта уязвимость к насилию увеличивается для секс-работников, живущих с ВИЧ, секс-работников, употребляющих наркотики, трансгендерных секс-работников, секс-работников мигрантов и секс-работников, являющихся частью других маргинализированных групп.
В 2017 году наблюдались непрекращающиеся нарушения прав секс-работников во всем мире, что привело к увеличению числа случаев насилия.
Денис Нкиоза из Африканского союза секс-работников рассказывает: «В 2017 году мы увидели сокращение демократических пространств для секс-работников, что вызывает беспокойство. В марте 2017 года правительство Танзании арестовало 500 подозреваемых в секс-работе, а группы секс-работников в стране по-прежнему подвергаются преследованиям со стороны властей».
В июле 44 секс-работника в Уганде были арестованы на кризисной встрече, организованной в ответ на ряд жестоких убийств по всей стране, когда по меньшей мере 21 женщина была убита. Группа встретилась, чтобы обсудить репатриацию тела своего коллеги и была обвинена в нарушении общественного порядка — им грозит три месяца в тюрьме.
Денис рассказывает: «Продолжающаяся криминализация секс-работы и отсутствие демократического пространства для активизма секс-работников в Уганде препятствуют доступу секс-работников к правосудию в условиях насилия над ними».
СВАН, сеть организаций по защите прав секс-работников в Центральной и Восточной Европе и Центральной Азии, заявляет: «Год за годом заявление и требования СВАН к 17 декабря остаются неизменными: глубоко укоренившаяся стигма и дискриминация, а также криминализация секс-работников подпитывают насилие в отношении секс-работников в регионе ВЕЦА. Мы требуем положить конец безнаказанности для представителей государства, и мы требуем создания правового поля, позволяющего секс-работникам жить и работать без насилия».
В 2016 году в Сербии был введен закон о наказании клиентов. С тех пор для секс-работников стало невозможным работать в Сербии, они покидают страну или предпочитают работать в помещениях. Сейчас в стране работает меньше людей, поэтому с насилием чаще сталкиваются те, кто все еще живет и работает в Сербии.
В Украине «международные доноры и организации включают секс-работников в стратегическое планирование и дают указания правительствам о включении представителей ключевых групп в процессы, связанные с программами по ВИЧ. Хотя это шаги в правильном направлении с точки зрения значимого участия секс-работников, по-прежнему существуют карательные законы против нас, и до тех пор, пока мы, как люди, принадлежащие к разным группам, подвергаемся преследованиям и пока они не признают нас равными членами общества, мы не остановим ни ВИЧ, ни насилие, а также не уменьшим стигму и дискриминацию» — сказала Ната Исаева из Leagalife-Ukraine
Во Франции секс-работники продолжают оспаривать криминализацию третьих лиц, которая была установлена законом в апреле 2016 года. По случаю 17 декабря сеть ICRSE опубликовала заявление и начала кампанию в социальных сетях, чтобы привлечь внимание к последствиям закона.
«Нордическая модель», согласно которой наказываются клиенты секс-работников, также была принята в Ирландской Республике в начале этого года и сразу же оказала неблагоприятное воздействие на секс-работников. Альянс секс-работников Ирландии (SWAI) заявляет: «В Ирландии произошел немедленный всплеск насилия в отношении групп маргинализированных работников после того, как была введена криминализация клиентов. SWAI провела встречи по вопросам безопасности, познакомила жертв друг с другом и призвала сообщать о насилии в нашу организацию. 3 из 4 серийных злоумышленников были задержаны. Однако один из пострадавших заявил, что сожалеет о заявленном насилии, так как в результате он потерял свою квартиру. Жилье становится все более и более важной проблемой для работников, часто нет юридической возможности для аренды, и эта реальность эксплуатируется недобросовестными хозяевами квартир».
Законы, криминализирующие секс-работу, по-прежнему вызывают озабоченность у секс-работников в Латинской Америке. В Колумбии политики начали кампанию за законопроект о криминализации клиентов секс-работников. Секс-работники уже давно предупреждали, что этот закон повысит риск насилия. В большинстве стран Латинской Америки секс-работа криминализируется во многих аспектах, и это приводит к прямым преследованиям, вымогательству и злоупотреблениям со стороны полиции.
«В Латинской Америке права транс-женщин, продающих секс, нарушаются, в ещё большей степени тех, кто живет с ВИЧ, — для них очень мало медицинских услуг. Криминализация ВИЧ является еще одним фактором, который криминализирует секс-работу в Латинской Америке, поскольку многие лица, принимающие решения, действительно не осведомлены о правах на сексуальное и репродуктивное здоровье» — заявляет Ана Карен Лопес Кинтана из организации Tamaulipas Diversidad VIHDA Trans, являющейся частью PLAPERTS.
Трансгендерные секс-работники еще более уязвимы к насилию из-за стигмы и дискриминации в отношении них.
«Это не появилось в последние годы. Транс женщины всегда сталкивались с высоким уровнем насилия за то, что мы такие какие есть. Секс-работа не должна быть основанием для ареста и избиения полицией и унижения на публике. Мы призываем к декриминализации секс-работы, а также к наделению секс-работников полномочиями и обеспечению поддержкой для получения доступа к комплексным медицинским услугам по всему региону»- заявляет Ана Карен.
Подход «рейда и спасения» к регулированию секс-работы по-прежнему беспокоит организации секс-работников. В начале года сеть NSWP сообщила о серии рейдов в Джакарте, Индонезия, где было арестовано 125 секс-работников, а также в Пекине, Китай, где было задержано более 300 человек, и в Ханое, Вьетнам, где власти планировали свои «самые масштабные репрессии» в отношении секс-работы для удовлетворения их квоты.
В феврале был убит секс-работник во время рейда в Камбодже, что привело к призывам к систематическим изменениям, ответственности и справедливости. В ноябре секс-работница разбилась насмерть во время полицейского рейда в многоквартирном доме в Нью-Йорке. Продолжая применять подход «рейд и спасение», правоохранительные органы усугубляют вред, с которым сталкиваются секс-работники, когда их работа криминализирована.
«Секс-работники продолжают сталкиваться с насилием со стороны правоохранительных органов и политиков, посредством существующих подходов «рейда и спасения», криминализации наших рабочих мест и массовых арестов и депортаций. Мы призываем правительства и политиков обратить внимание на права секс-работников, с тем чтобы добиться прогресса в отношении насилия против нас», — сказала Кей Тхи, Азиатско-тихоокеанская сеть секс-работников (APNSW) и президент NSWP.
Комитет ООН по экономическим, социальным и культурным правам (КЭСКП) рекомендовал декриминализацию секс-работы в шестом периодическом обзоре для России в октябре.
Недавно Комитет также подверг критике «непреднамеренные последствия» модели «конец спросу» в недавнем страновом обзоре Норвегии, в частности «более высокий риск личной безопасности и физической неприкосновенности женщин в проституции, что отражено в низком уровне заявлений о физическом и сексуальном насилии, эксплуатации и притеснениях».
Сеть NSWP координировала представление теневых отчетов из Кении, Сингапура и России на 68-ю сессию КЛДЖ и организовала тематический брифинг для членов Комитета КЛДЖ по вопросу о влиянии модели «конец спросу» на женщин-секс-работников. Борьба с насилием в отношении секс-работников была определена как приоритетная задача для всех стран.
Было доказано, что «скандинавская модель» повышает риск насилия и уязвимость к ВИЧ и препятствует доступу секс-работников к услугам и защите в соответствии с законом. Как секс-работники, мы призываем правительства во всем мире работать над полной декриминализацией секс-работы как приоритета для прекращения насилия в отношении секс-работников.
NSWP требует принятия следующих мер для обеспечения соблюдения прав секс-работников:
- Прекращение криминализации и юридического притеснения секс-работников, клиентов и третьих лиц;
- Равная защита от правоохранительных органов и систем уголовного правосудия;
- Прекращение использования презервативов в качестве доказательства секс-работы;
- Равный доступ к правозащитным и социальным услугам для секс-работников, включая сексуальное и репродуктивное здоровье.
Для получения дополнительной информации о требованиях секс-работников, пожалуйста, прочтите консенсусное заявление NSWP.
Для глобального списка событий 17 декабря нажмите здесь.
Это совместное заявление Африканского союза секс-работников (ASWA), Азиатско-тихоокеанской сети секс-работников (APNSW), Сети организаций по защите прав секс-работников в Центральной и Восточной Европе и Центральной Азии (SWAN), Международного комитета по правам секс-работников в Европе (ICRSE) и La Plataforma Latinoamerica de Personas que Ejercen el Trabajo Sexual (PLAPERTS). В тех случаях, когда региональная сеть отсутствовала, заявление получило поддержку субрегиональных и национальных сетей.