4 февраля, 2007 — Проституция в Таджикистане может стать уголовно наказуемым деянием. С такой инициативой выступило руководство МВД республики. Проект соответствующих изменений в Уголовный кодекс министерство представит правительству. Далее
Проституция в Таджикистане может стать уголовно наказуемым деянием. С такой инициативой выступило руководство МВД республики. Проект соответствующих изменений в Уголовный кодекс министерство представит правительству.
"Сегодня законодатель предусмотрел только административное наказание за занятие коммерческим сексом. Поскольку в нашем обществе имеет место такое явление, мы обязаны предусмотреть меры по привлечению к уголовной ответственности лиц, занимающихся проституцией", – говорит Махмадназар Солехов, глава МВД Таджикистана.
Как показывают исследования, в Таджикистане отмечен рост количества работниц коммерческого секса. Но поможет ли ужесточение наказания за проституцию искоренить или хотя бы снизить масштабы её распространения – вопрос спорный, считают многие.
"Конечно, эта мера может дать свой эффект, поскольку, если будут обнародованы случаи наказания за проституцию, это окажет воздействие на определённую часть проституток. Но в то же время я сомневаюсь, что это даст сильный эффект, учитывая то, что большую часть проституток вынуждает идти на это именно экономическое положение, и у них нет других способов заработать деньги", – говорит 50-ти летняя жительница Душанбе.
Более половины таджикистанцев живёт за чертой бедности. Низкий уровень жизни, как считают эксперты, стал основной причиной роста проституции в стране, в том числе среди несовершеннолетних.
"Уже год, как я занимаюсь проституцией. На работу меня никуда не берут, поскольку у меня нет среднего образования. Жизнь заставила этим заниматься, хотя очень тяжело. Бывает, что клиенты обманывают – забирают, пользуются, а денег не платят. Когда начинаешь требовать своё, угрожают избить или выкинуть из окна. Так что приходится всё терпеть", – рассказывает шестнадцатилетняя Зульфия. Нищета в ее семье, отсутствие кормильца заставили девушку продавать себя, так как, по её словам, другой возможности заработать деньги у неё не было.
Общественное объединение "Аврора" имеет опыт работы по реабилитации несовершеннолетних секс-работниц. Руководитель объединения Сабохат Алимова считает, что уголовное наказание таких девочек противоречит Конвенции МОТ об искоренении наихудших форм детского труда.
"Резкие меры в отношении детей и подростков никогда не приводят к тому эффекту, который мы хотели бы иметь. Нужно предоставлять подросткам альтернативный путь. На первом месте должна быть профилактика, но не тюремное заключение. Ведь почему девочки туда идут? Посмотрите на нашу жизнь – это инфляция, дороговизна. А девочкам хочется одеваться, выходить на улицу не в лохмотьях. Им хочется кушать каждый день и по 3 раза! Поэтому они согласны идти на всё", – говорит Сабохат Алимова.
Так называемые, женщины легкого поведения пользуются в обществе презрением и осуждением. В большинстве случаев от такой женщины отворачивается вся родня. Так произошло и с Мархабо. "Меня на этот путь толкнула моя знакомая. Мне было тогда 14 лет. Она пригласила меня в одну компанию, где было много ребят, а сама сбежала. Меня изнасиловали. Я никому ничего не сказала, потому что боялась быть опозоренной. Мне казалось, что жизнь моя кончилась, и я занялась проституцией. Когда родители узнали, они выгнали меня из дома. Сейчас у меня нет ни дома, ни семьи. Ночами хожу с бомжами, ищу убежища", – рассказала свою историю женщина.
Как показало исследование, проведённое среди секс-работниц институтом демографии Академии наук Таджикистана, многие опрошенные не имеют достаточных знаний об инфекциях, передающихся половым путём, и о методах контрацепции. Из-за стигмы большинство женщин, занимающихся сексом за деньги, скрывают род своей деятельности и не обращаются к врачам.
"Мы хотели узнать, насколько они знают о методах предохранения от заболеваний, передающихся половым путём или от нежелательной беременности. Оказалось, что 46% из числа обследованных использовали в качестве противозачаточного средства внутриматочную спираль. А она предохраняет только от беременности, но не спасает от ИППП. И не проводится адресная контрацептивная помощь в связи с тем, что эти женщины подвергаются стигматизации, оскорблениям и унижениям со стороны окружающих. Из-за стигмы они скрывают своё положение", – отмечает Мавджуда Касымова, замдиректора института демографии.
Несмотря на стигму, болезни, конфликты со стражами правопорядка и другие риски, ряды проституток не редеют. Пока есть спрос – будет и предложение. Поэтому эксперты опасаются, что криминализация проституции в Таджикистане только загонит её в подполье, в результате чего заниматься профилактикой ВИЧ-инфекции и ИППП среди секс-работниц станет практически невозможно.
Source: Deutsche Welle