К ненасильственным действиям относится любой метод сопротивления или давления на власти, который не опирается на насилие. К ненасильственным действиям не следует относить пассивность, отсутствие действия или подчинение. Это просто действие, которое не прибегает к насилию.
Ненасильственные действия включают:
К ненасильственным действиям относится любой метод сопротивления или давления на власти, который не опирается на насилие. К ненасильственным действиям не следует относить пассивность, отсутствие действия или подчинение. Это просто действие, которое не прибегает к насилию.
Ненасильственные действия включают:
Бездействие— когда человек или группа людей отказываются выполнять действия, которые они выполняют обычно в соответветствии с традицией или законодательными нормами;
Действие— когда человек или группа людей могут выполнить действие, которое традиция или закон не позволяет им выполнять.
Комбинация действия и бездействия — Действия Клодетт Аурелии Боудер, Сюзи МакДональд, Клодетт Колвин, Джеки Робинсона, Мари Луиз Смит и Розы Паркер были комбинацией действия и бездействия. Они должны были соблюдать закон о сегрегации, занимать места в задней части автобуса и уступать их, если автобус наполнялся и появлялись белые пассажиры. Обычно они не нарушали закона и не попадали под арест.
Институт Альберта Энштейна описал 198 методов ненасильственного действия, которые не только демонстрируют разнообразие ненасильственных действий, но и показывают, что индивиды и группы могут добиваться изменений, не прибегая к насилию. Эти способы включают написание жалоб, бойкоты, сидячие забастовки и акции проеста, голодовки, массовую сдачу в полицию с целью нарушения работы бюрократической системы, мягкие пикеты, театр герилла, общие забастовки, марши, музыку, распространение информации, участие в программах СМИ. Ненасильственные действия часто радикальны, нарушают обычное социальное функционирование и представляют позитивный вызов существующему статусу кво.
Ненасильственные действия и гражданская защита использовались: для борьбы за независимость; для изменения несправедливого социального и экономического порядка; для развития и сохранения практик демократии, соблюдения прав человека и гражданских свобод. В истории можно найти множество примеров того, как сочетание эффективной гражданской защиты с ненасильственными действиями послужили делу борьбы за гражданские права и права человека в разных странах по всему миру: сопротивление Венгрии австрийскому господству в 1850-1867гг., которое включало такие «действия бездействия» как отказ платить налоги и отказ служить в армии или на государственной службе; движение женщин за право голоса в США в 1913 – 1919гг., которое прибегало к трансамериканским процессиям, публичным сожжениям речей президента, голодовкам и нарушениям порядка на заседаниях конгресса; смена режима в Эквадоре в 1944, когда армия отказалась использовать силу для защиты интересов олигархического правительства, и где в отсутствие дееспособной полиции порядок на улицах поддерживала Городская гражданская стража, состоявшая из студентов; сопротивление нацистскому режиму в Голландии, Норвегии и Дании, которое включало бойкот мероприятий немецкой культуры, распевание национальных песен, намеренно затянутые переговоры с оккупационным режимом, забастовки, и отказ подчиняться приказам нацистского режима. Самыми известными примерами сочетания ненасильственного действия и гражданской защиты являются: Американское движение за гражданские правав в 1950х и 1960х (действия Клодетт Аурелии Броудер, Сюзи МакДональд, Джеки Робинсона, Клодетт Колвин, Мари Луиз Смит и Розы Паркер), ключевые события движения против апартеида в ЮАР и движение за независимость Индии в период с 1920-х по 1947. В двух последних случаях характер движения определило участие в них Махатмы Ганди.
Как и Мартин Лютер Кинг в США, Ганди был сторонником ненасильственного действия. Оба считали, что насилие – это примитивный способ достижения цели, часто отвлекающий от основных задач и делающий достижение намеченной цели невозможным. Насилие и вытекающая из него власть никак не свзяаны с убеждением и легитимностью, в то время как ненасилие требует больше искусства и терпения. Ганди был совершенно прав, утверждая: «Отказ склонить голову перед земной властью, даже не самой могущественной, требует самой большой смелости и веры, что живет только дух.”
С точки зрения тактики, ненасильственное действие является более эффективным, чем насилие, по ряду причин. Во-первых, успех ненасильственного действия не зависит от наличия материальных ресурсов и оружия. Успех ненасильственного действия зависит от смелости, убеждения, упорства и веры в свою правоту. Эти качества нельзя купить, и ими обладают даже те, кто принадлежит к самым обездоленным и маргинализованным группам в обществе. Во-вторых, насилие придает действию оттенок незаконности, уводя внимание от цели и причины действия. В-третьих, даже если насилие приводит к успеху, оно не способствует примирению с оппонентами и плодит недоверие, особенно в тех случаях, когда объектом насилия становятся случайные люди. Насилие не способствует сотрудничеству и доверию. Однако, и сотрудничество, и доверие необходимы, если мы хотим, чтобы от более справедливого и равноправного социального порядка выиграли все.
Что такое “гражданская защита”?
Часть 1: Введение
Часть 3: Ганди: гражданская защита и ненасилие
Часть 4: Гражданская защита, ненасилие и ты
—-