Первый опыт ненасильственного сопротивления имел место, когда Ганди начал работать юристом в Южной Африке. В 1893, в день приезда в Южную Африку, Ганди ссадили с поезда за отказ покинуть вагон первого класса, белые пассажиры которого возражали против его присутствия.
Первый опыт ненасильственного сопротивления имел место, когда Ганди начал работать юристом в Южной Африке. В 1893, в день приезда в Южную Африку, Ганди ссадили с поезда за отказ покинуть вагон первого класса, белые пассажиры которого возражали против его присутствия. Это происшествие не только привлекло внимание Ганди к положению индийцев в Южной Арифке, но и заставило присоединится к движению, основанному на убеждении, что несправедливые, дискриминационные законы следует изменить. В 1903-04 годах Ганди основал еженедельник «Индиан Опинион», который он стал использовать как платформу для освещения борьбы за гражданские свободы индийцев в Южной Африке, а также для противостояния расистским порядкам, манипулированию законом и расовому и классовому неравенству в тюрьмах. Несколько событий периода 1906-1913 заставили Ганди и его движение выступить против местных органов власти. В этот период правительство издало ряд постановлений, в соответствии с которыми все индийцы были обязаны зарегистрироваться, оставить отпечатки пальцев и постоянно носить при себе пропуска, что ограничивало их свободу передвижения. Правительство также не сдержало обещания избавиться от ежегодного трехпроцентного налога на индийцев, не вернувшихся в Индию или не заключивших новых трудовых контрактов после того, как истек срок действия старых контрактов. Одновременно Верховный суд издал постановление, по которому все браки, заключенные нехристианами, объявлялись недействительными. Почти сорок тысяч людей разных профессий, принадлежащих к разным религиозным деноминациями – индуисты, мусульмане, парси, христиане, торговцы, рабочие и разносчики товаров – собрались вместе в движение ненасильственного сопротивления, чтобы потребовать отмены этих законов. Они устраивали пикеты в государственных учреждениях, писали жалобы, проводили демонстрации, писали статьи, устраивали забастовки, добровольно садились в тюрьму в знак протеста против несправедливых законов. Они также проводили собрания, где обсуждали стратегию сопротивления и распространяли информацию, что сопротивление возможным насильственным и жестоким действиям правительства должно быть ненасильственным. Ганди, его коллеги и многие другие участники движения оказались в тюрьме по обвинению в организации и мобилизации движения сопротивления. Участвоваших в забастовках нещадно избивали; некоторые были убиты. Правительства Индии и Великобритании вступились за индийское население и вынудили правительство Южной Африки пойти на переговоры. К моменту, когда Ганди уехал из Южной Африки в 1915 году, многие из требований движения были удовлетворены.
Двадцать один год, проведенный Ганди в Южной Африке, показал, что ненасильственное действие и непрерывная гражданская защита могут стать мощными рычагами изменения существующего порядка. Хотя Ганди относился с симпатией и пониманием к сопротивлению расистскому порядку, которое осуществляло другое цветное население, его политические действия и победы были связаны исключительно с индийцами. Однако, поданный им пример, оставил незабываемый след в истории борьбы за равноправие, которая продолжалась до окончания апартеида.
Когда Ганди вернулся в Индию, он продолжил заниматься защитой гражданских прав и прав человека, особенно прав бедных и социально обездоленных. В 1919 году британское правительство решило ужесточить ограничения гражданских прав в Индии, которые были введены во время Первой мировой войны. Это вызвало волну возмущения среди населения. В 1920 году Ганди объявил о начале кампании «гражданского неповиновения» и призвал к всеобщей забастовке с целью положить конец правлению Британии в Индии. Он и его многочисленные сторонники были арстованы и обвинены в неповиновении британским законам. Ганди приговорили к шести годам тюрьмы.
Ганди использовал и многие другие способы личного неповиновения британскому правительству. Он отказывался носить западный костюм, отдавая предпочтение одежде из домотканых материалов. Он не пил чай и кофе в знак протеста против условий труда тех, кто их выращивал. Его самое известное действие ненасильственного сопротивления, так называемый Соляной марш, было направлено против соляного закона Великобританий, в соответствии с которым производство и торговля солью без уплаты налога были незаконны. Ганди и несколько его последователей прошли 390 километров до города Данди на побережье. Там Гади собрал небольшое количество естественной соли в знак протеста против соляного закона, призывая остальное население последовать его примеру. В ответ правительство арестовало свыше 50 000 индийцев за продажу, производство и покупку домашней соли. Хотя Ганди был убит до объявления независимости Индии, он остается ключевой фигурой движения за независимость, поскольку большую часть жизни он провел, отстаивая права индийцев, бедных и социально обездоленных в бывшей Британской империи.
Что такое “гражданская защита”?
Часть 1: Введение
Часть 2: Гражданская защита и ненасильственные действия
Часть 4: Гражданская защита, ненасилие и ты
—–