Комитет КЛДЖ по итогам своей 80-й сессии в октябре-ноябре 2021 года, на которой он рассмотрел отчет Кыргызстана, 15 ноября вынес рекомендации для этой страны.
В совместном Альтернативном отчете неформальной коалиции CEDAW Кыргызстан, в котором описывается статус четырех групп женщин с пересекающимися формами дискриминации, также отражено положение секс-работников. Вскоре после этого группа НПО представила предсессионный отчет. Как член этой Коалиции, Таис Плюс должна была выступить с устной презентацией. Тем не менее, к сожалению, Коалиция не смогла выступить полностью из-за отключения онлайн-сессии. Когда Комитет рассматривал государственный отчет в диалоге с государством-участником, Кыргызстан получил вопрос о правительстве с целью «снизить спрос на коммерческий секс». Члены комитета также задавали вопросы о женщинах, находящихся в неблагоприятном положении, но и здесь не упоминали секс-работников.
В Рекомендации 36 (c) секс-работники упоминаются в контексте здравоохранения, в виде призыва к борьбе с коррупцией в системе здравоохранения, гендерным насилием и дискриминацией со стороны медицинского персонала. В рекомендации также указано, что страна должна уделять особое внимание защите от насилия женщин, употребляющих наркотики, женщин, живущих с ВИЧ, и секс-работников.
Рекомендация 36 (e) призывает обеспечить конфиденциальный доступ к недорогим современным средствам контрацепции, услугам по планированию семьи и тестированию на ВИЧ. В рекомендации делается акцент на доступе к бесплатной антиретровирусной терапии для всех женщин и девочек, живущих с ВИЧ, при этом секс-работники отдельно рассматриваются как ключевая группа населения по ВИЧ.
Представительница Таис Плюс подчеркнула: «По рекомендациям мы недовольны, так как очень мало рекомендаций дали по секс-работникам, также есть те рекомендации, по которым явно наши вопросы были озвучены, но термин «секс-работа» не упоминалась. Рекомендация про снижение спроса на коммерческий секс, повторяется уже второй раз: мы стараемся ее избежать чтобы не включать на национальный план действий по внедрению рекомендаций CEDAW.»
Комитет упомянул насилие полиции в отношении секс-работников только в разделе, посвященном торговле людьми и эксплуатации проституции, хотя этот тип насилия имеет далеко идущие последствия в целом для прав и здоровья.
Тем не менее, Комитет сделал одну общую рекомендацию — сочетание сокращения спроса и программ выхода из проституции и борьбы с насилием со стороны полиции, — продолжая использовать термин «женщины в проституции». Таким образом, рекомендация 24 (H) призывает противодействовать спросу на коммерческий секс и предоставить женщинам, желающим бросить проституцию, программы выхода и альтернативные возможности получения дохода. Кроме того, Комитет призывает Министерство внутренних дел эффективно выполнять Приказ № 946-р от 14 декабря 2017 года. Это означает мониторинг, преследование и наказание полиции за насилие и произвол в отношении секс-работников, а также усиливает роль прокуратуры в этом отношении.
Важно подчеркнуть, что Комитет отметил, что женщины из пересекающихся дискриминационных групп не могут получать продовольственную помощь во время изоляции в 2020 году, когда у них не было документов и постоянного места жительства, — ситуация, в которой многие секс-работники оказались во времена КОВИД. В целом, женщины с пересекающимися формами дискриминации представлены в разделах, посвященных гендерному насилию, торговле людьми и здоровью, женщинам, находящихся в неблагоприятном положении. Комитет также упомянул отдельно женщин, живущих с ВИЧ, женщин, употребляющих наркотики, и женщин-ЛБТ.
C полным текстом рекомендаций на английском языке можно ознакомиться по здесь.